«Пастырь»(англ. Priest) — фильм Скотта Стюарта, снятый по одноимённой манхве (корейским комиксам) Мин-Ву Хунга. Дата выхода в прокат в России: 7 мая 2011 года. Дата выхода в прокат в США: 13 мая 2011 года. Жанр: боевик, триллер, ужасы, антиутопия, постапокалиптика Слоган: «И один в поле воин» Длительность: 87 мин. Страна: США Режиссер: Скотт Чарльз Стюарт Язык: английский Год: 2011 Производство: Tokyopop Screen Gems Michael De Luca Productions Buckaroo Entertainment Премьера (РФ): 7 мая 2011, «WDSSPR» Премьера (мир): 5 мая 2011 Бюджет: $60 000 000 Сборы в мире: $76 904 014 Рейтинг MPAA: PG-13
Альтернативная вселенная. Война между людьми и вампирами шла с начала времён. Вампиры были сильнее и быстрее, но боялись солнца. Долгие годы люди вели разрушительные войны против вампиров, но всё равно проигрывали. Мир был разрушен, люди оказались на грани вымирания. Тогда власть в свои руки захватила Церковь. Под угрозой вымирания люди укрылись за высокими стенами городов, разбросанных по пустыне постапокалиптического мира. Церковь создала орден «пастырей» — воинов, специально выращенных и обученных сражаться против вампиров. Большинство вампиров было уничтожено, а остальные были помещены в резервации — зоны, охраняемые людьми. По окончании войны Церковь распустила орден, боясь мощи пастырей, и приказала им стать частью общества. Про них забыли. Фильм начинается с тайной миссии Пастырей по уничтожению королевы вампиров в улье «Мир Соло», которые, с уничтожением Королевы вампиров, намеревались закончить войну. Во время операции пастыри попадают в засаду и оказываются окружены. Лидер группы приказывает отступить по тоннелям обратно, но во время отступления одного из пастырей хватают вампиры. Лидеру не удаётся удержать его, и вампиры утаскивают пастыря вглубь улья. Эта сцена впоследствии постоянно мучает лидера пастырей кошмарами сновидений. Однажды, через несколько лет, к Пастырю (Пол Беттани) приходит Хикс (Кэм Жиганде), шериф соседнего города, чтобы сообщить неприятное известие: Люси (Лили Коллинз), племянница Пастыря, была похищена бандой вампиров во главе с Чёрной Шляпой (Карл Урбан). При этом пострадали приемные родители: бывшая подруга Шэннон (Медкен Эмик) была убита, а Оуэн (Стивен Мойер), брат Пастыря, получил смертельные ранения и вскоре умер. Пастырь нарушает церковные запреты, исходящие из уст монсеньора Орелэса (Кристофер Пламмер), лидера Церкви, и вместе с Хиксом пытается выследить банду вампиров, чтобы спасти Люси. В ответ Орелэс отправляет группу из четырёх пастырей во главе с Монахиней (Мэгги Кью), чтобы схватить нарушителя и вернуть его, живого или мертвого. Пастырь и Хикс начинают поиски с резервации «Найтшейд». По прибытии туда они не обнаруживают охраны. Путники разговаривают с фамильяром (человеком, укушенным вампирами, но не мертвым), после чего спускаются в один из склепов, чтобы найти следы вампиров. Вместо этого они находят там ещё одного фамильяра. Пока Пастырь выясняет у него, где Люси, на Хикса нападают другие фамильяры. Хикс вынужден отступить наверх, однако Пастырь приходит ему на помощь. Тем временем, солнце заходит, и героям приходится отбиваться от вампиров, вылезших из склепов. Пастырь замечает, что склепов было пятьдесят, а вампиров всего шесть. Путники отправляются в улей «Мир Соло», чтобы узнать, где оставшиеся вампиры. Тем временем Монахиня также отправляется в «Соло Мира», в надежде найти Пастыря там. Трёх других пастырей она отправила в Иерихон, город недалеко от Мира. Прибыв в Иерихон, пастыри сталкиваются с Чёрной Шляпой, приехавшим сюда на поезде и выпустившим вампиров в город. Чёрная Шляпа побеждает и распинает пастырей, в то время как его армия вампиров убивает всех жителей Иерихона. После этого Чёрная Шляпа отправляется на поезде дальше, неся смерть всем городам. В Мире Соло Пастырь и Хикс встречаются с Монахиней. Монахиня и Пастырь обнаруживают новые ячейки в улье, которые означают, что армия вампиров вновь восстановлена. Внезапно на группу нападает огромный вампир — хранитель улья. Расправившись с ним, троица спешит в Иерихон. Там они обнаруживают распятых пастырей, хоронят их и направляются вслед за поездом. Чёрная Шляпа специально похитил Люси, зная, что Пастырь помчится за ней, а, следовательно, за ним погонятся другие пастыри. Города остались совсем без защиты. Монахиня рассказывает Хиксу историю Пастыря. Всех пастырей забирали в раннем возрасте, а его, уже взрослого, забрали у семьи. У Пастыря осталась дочь — Люси, которую он отдал на воспитание своему брату. Жизнь пастырей трудна и опасна. После войны, зная, что дочь не сможет с ним жить, Пастырь оставляет её у брата. Догнав поезд, группа разделяется: Монахиня обгоняет поезд, чтобы подорвать железнодорожные пути и остановить его, Пастырь и Хикс высаживаются на поезд для освобождения Люси. В то время как Хикс проверяет вагоны, Пастырь на крыше встречает Чёрную Шляпу и с удивлением узнаёт в нём пастыря, которого не удержал во время тайной миссии в Мир Соло. Королева вампиров превратила того в первого гибрида человека с вампиром. Проигрывая рукопашный поединок, Пастырь падает с крыши вагона, однако успевает зацепиться за его днище, через которое проникает внутрь и объединяется с Хиксом. Они находят Люси, однако появившийся Чёрная Шляпа выбрасывает Хикса из поезда, а Пастыря избивает и прикалывает к стене. Между тем, Монахиня, оторвавшись от группы фамильяров, спрыгнувших с поезда, устанавливает на рельсы взрывчатку, используя устройство зарядки мотоцикла в качестве таймера. Во время этого фамильяры настигают её, и происходит схватка, после которой оказывается, что устройство зарядки повреждено одним из трупов. Монахиня прикрепляет взрывчатку к своему мотоциклу и направляет его навстречу поезду. Чёрная Шляпа старается воспользоваться моментом, чтобы укусить Люси, однако пришедший в себя Пастырь мешает ему метким броском креста-кинжала. Люси падает с крыши, Пастырь успевает схватить её и увидеть, как приближается мотоцикл Монахини. Происходит взрыв, образовавшийся огненный шторм мгновенно сжигает Чёрную Шляпу. Пастырь, Хикс, Люси и Монахиня выбираются из-под обломков и обнаруживают, что все вампиры на борту поезда уничтожены. Пастырь возвращается в главный город под куполом, где идет прямо к Орелэсу, заявляет, что вампиры создали новую армию, а война не закончилась, и бросает к его ногам голову вампира. Орелэс отказывается даже слушать его. Тогда Пастырь покидает город вместе с Монахиней для продолжения войны.
Далекое и не наше будущее. Настолько не наше, что люди здесь только и занимаются, что молятся и обороняются от вампиров, настолько далекое, что война уже давно закончилась – наши как бы победили, вампиры сидят за 101-м километром в резервациях. Поселения людей выглядят немногим привлекательнее – высоченные оборонительные стены, вечный дождь, фашистская архитектура, по всем мониторам передают очередное послание Монсиньора Ореласа (Кристофер Пламмер), местного Большого Брата и Папы Римского в одном лице. Профессиональные убийцы вампиров, воины-пастыри обществу больше не нужны. Наш герой в черном балахоне и с вытатуированным на лице крестом – один из этой касты неприкасаемых (Пол Беттани) однажды узнает, что его племянница (Лили Коллинз) похищена этаким сверхвампиром по имени Черная Шляпа (Карл Урбан). Вооружившись парочкой револьверов и крестами-бумерангами, любящий дядя выходит на охоту в бескрайние постапокалиптические прерии вместе с девушкиным женихом (Кэм Жиганде) и кореянкой-монахиней (Мэгги Кью).
Два способа существования киноклассики многолетней давности сегодня – в виде памятника и в виде комикса. Режиссер Скотт Чарльз Стюарт лепит комикс, используя сюжет классического вестерна Джона Форда «Искатели», персонажей «Дракулы» и «Экзорциста» и целые сцены из остальных любимых фильмов – от Серджио Корбуччи до бертоновской «Сонной лощины». Как и в прошлогоднем «Легионе», где тот же Беттани играл архангела Михаила, отстреливающегося от божьей кары, от абсурда и эклектики Стюарта спасают чувство юмора и чувство пространства. Его ирония – ирония человека, знающего и правила жанра и постулаты постмодернизма. Его боевик-комикс-вестерн разворачивается в пустыне, уже протоптанной и Коэнами и Такаси Миике.
При этом Стюарт ни на секунду не забывает, что его главная задача – хорошо сделать плохое кино. Это его, если угодно, культурная миссия, с которой он на данный момент справляется лучше всех. Фильмы категории В не потерялись во времени, во многом, потому что они наиболее объективно его отражали. Показательно, что Джон Уэйн и Клинт Иствуд вновь ожили в мире, где батюшка, разъезжая на лошади-мотоцикле по знакомой территории, рубит с плеча фрэнсисбэконовских монстров. Показательно и то, что это мир, пускай захваченный хоть вурдалаками, хоть пришельцами, все еще стоит на ими созданных законах.
Красочный и жестокий анимационный пролог фильма погружает вглубь альтернативного хода истории человечества - в мир, где люди издавна враждовали с вампирами. Причем кровососы здесь представлены смесью Голлума из "Властелина колец" и Лизуна из первой "Обители зла". К слову имеется ещё и особь Хранителя Улья, походящая на выше упомянутого Лизуна но уже после финальной мутации. В общем безглазые, зверо-образные, хищные и дикие твари противно-серого оттенка не дают покоя людям, прислуживая своей королеве (на манер "Чужих") и время от времени порабощая отдельных личностей в слуг - фамильяров.
Привычный по большинству фильмов образ вампира-человека подает только харизматичный Карл Урбан, вписавшийся в свой образ просто идеально! Великолепный главный злодей, пусть и весьма шаблонного образца, оказался жестокой и хитрой личностью с планами о своеобразном захвате мира. Единственный в своем роде, он шикарным и ценным приобретением актёрского состава возвышается над толпами зверей-вампиров и их бледных диковатых марионеток.
Впрочем довольно странно видеть, как обладающие разумом и зрением фамильяры прислуживают реально какому-то дикому зверью. Впрочем условности вселенной фильмы заданы с самого начала настолько плотно и насыщено, что остальные появляющиеся по ходу действия вопросы к происходящему можно опустить. Они все равно останутся не отвеченными, а ценно развернувшееся приключение о борьбе с нечистью отнюдь не сюжетом или логикой, а происходящим действием и анти-вампирскими гаджетами главного героя.
Пол Беттани по сути вновь отыгрывает Сайласа из "Кода да Винчи", настолько же преданного служителя церкви, но на этот раз в положительном ключе и с ещё более существенной сюжетной ролью. Со шрамами и пустотой в глазах, обученный убивать и обладающий талантом к этому ремеслу, с кучей прикольных церковных гаджетов для борьбы с силами тьмы, он призван защитить человечество, как и все пастыри, на которых лежит священная миссия по избавлению мира от вампиров.
Команду героев-пастырей подобрали весьма яркую, но Урбан слишком быстро её "покидает", ещё трое практически не раскрыты и никак себя не проявили, и вот лишь Беттани да его боевая подруга - возомнившая себя Элис из третьей "Обители зла" Мэгги Кью, преподносят интересных героев, активно участвующих в основных событиях фильма.
История, кстати, оказалась весьма линейной. Да, с парой сюжетных поворотов, но их скромное количество столь же скромно и по качеству, такие ходы встречаются сплошь и рядом, ничего действительно удивительного из себя не представляя. Фильм вовсе не пустой, как вероятно кто-то станет утверждать, он просто слишком прост и обычен для жанра схожих картин и сюжетов. В нем есть грамотные мысли и правильные идеи, всё доступно и лежит на поверхности, так что ругать сюжет картины не очень то и хочется.
К тому же все внимание удерживается хорошей подборкой актёров под свои типажи и общей динамикой действия. Из кастинга ещё вскользь хочется отметить появления Брэда Дурифа, персонаж Кристофера Пламмера, и очаровательную Лили Коллинз! Последней в пару достался герой Кэма Жиганде, которому так и не довелось внятно по геройствовать не смотря на отданные его персонажу навыки и амбиции. Хотелось бы его активности в финальном акте гораздо больше, чем в итоге получилось. И слишком уж часто про Кэма забывают во время длительных экшен-сцен.
Зато за сами экшен-сцены стоит заслуженно похвалить, борьба с нечистью выставлена прекрасным сочетанием крутых идей, динамичной съемки и элементов слоу-мо. Текстуры и внешность вампиров проработаны на славу и сражения с этими ночными тварями получились захватывающими, жестокими и кровавыми. Правда рейтинга R картине всё-таки не хватает, цензурная зализанность видеоряда под детское PG-13 не дает раскрыться всему батальному потенциалу. И киношный экшен смотрится на порядок хуже кровавой бойни мультипликационного вступления.
Пейзажи, как "церковных" мегаполисов будущего, так и разрухи в пост-апокалиптической пустыне, на славу удались. Слегка даже есть атмосфера "дикого запада". В хорошем 3D они смотрятся ещё более впечатляющими панорамами, да и внимания к разъезду по карте такого мира уделили предостаточно, радуя операторской работой талантливого Дона Бёрджесса на уровне его же съёмок аналогичных пейзажей "Книги Илая".
И очень радостно признать, что фильм, который по скепсису и опасениям мог бы стать ужасным сочетанием кошмарного "Легиона" и несмотрибельных "Воинов света", оказался настоящим крутым аналогом "Блэйда" в пост-апокалиптической эпохе церковного тоталитаризма! Возможно, Стюарт далеко не лучший режиссёр для постановки подобного супергеройского кинокомикса о борце с вампирами, но снять внятное и интересное кино ему удалось. И даже со всеми огрехами сценария, визуальный экшен и пейзажи захватывают и смотрятся замечательно, а сюжет получилось преподнести даже в весьма предсказуемой концепции.
"Пастырь" получился отличным примером картины о борьбе со злом. Ярко показав разделение понятий веры и церкви, а так же поучительно стимулируя к целеустремлённости вне зависимости от рамок и помех, данный кинокомикс получился простым по своим идеям и прекрасно развлекательным по сюжетному действию. Приятно смотрится, зрелищно выглядит и не редко радует приятно-предсказуемым развитием событий. Хорошее жанровое кино, которое обязательно стоит посмотреть!